Каталог статей

Меню сайта


Поиск


Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2017, 22:47
Главная » Статьи » Мои статьи

Влияние компьютера на психику детей


Влияние компьютера на психику детей.
(Автор статьи Гордина В.А., психолог, руководитель отдела ПМС-центра)
 
Здравствуйте уважаемые читатели!
Не секрет, что на сегодняшний день % зависимых от компьютера людей больше, чем от наркотиков. Мы за ними работаем, общаемся, проводим досуг. Наши дети тоже живут в ногу со временем и поэтому, учатся, играют и общаются тоже в компьютере.
Эмоциональная сфера человека крепко связана с его физиологией, и поэтому болезненное увлечение компьютерными играми способно приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Об этом уже говорят ученые и врачи.
Современная игровая цивилизация навязывает детям ЭКРАН не только в качестве обучения, но и в качестве развлечения.
По нашим наблюдениям,  среди школьников г.Сочи существуют следующие разновидности компьютерной увлеченности:
  1. Игры с агрессивными мотивами – это стрелялки, с погружением в 3д пространство, игры через Интернет (где можно состоять  в команде таких же подростков или взрослых людей).
  2. Общение через Интернет с помощью чатов, сайтов, социальных сетей.
  3. Пустые игры (например, в телефонах), которые сначала вроде развивают внимание у ребенка, а потом  развитие тормозится. Часто можно заметить, как ребенок сидя в транспорте утыкается в телефон в простую «гонку» или «собиралку», так, что невозможно докричаться. Такая форма не просто тормозит развитие. Она отнимает время у ребенка, которое могло быть проведено в общении со сверстниками с окружающими людьми, а ведь это самая главная задача детского и подросткового возраста – выстраивание отношений с социумом.
  4. Нет эмоционального прямого взаимодействия с собеседником. (В норме: Я говорю, что мне плохо и вижу как ты мне сочувствуешь по твоим глазам, губам, рукам и т.д.). Ребенок не умеет сочувствовать, адекватно реагировать на предъявляемые эмоции и чувства;
  5. Общение однобокое (не видно настоящих поступков, чувственного отношения к ситуации, которая складывается в момент общения);
  6. Нарушаются коммуникативные навыки. «Ребенок не умеет прямо смотреть в глаза собеседнику, притрагиваться к его руке, когда хочет привлечь к чему то его внимание и т.д.».  «Ребенок не знает как поступить в ситуации, с которой не сталкивался ранее, более того описанный поступок его виртуального друга, где тот приписывает себе нереальные действия, могут подтолкнуть его к совершенно неправильному поступку».
Рассматривая эти три категории хочется особо остановиться на 2х первых, как наиболее разрушительных для наших детей.
 
Агрессивные игры.  Это игры продуманные до мелочей. Там мир, в котором ребенок становится тем, кем хочет, а каждый в глубине души хочет быть КЕМ-ТО.  Там иллюзорный мир, который со временем становится для них более реальным, чем тот, в котором он живет.
Когда ребенок играет в такую игру и проходит на другой уровень, ему говорят: «Молодец», т.е за него радуются. Если вдруг он ошибся и не справился, ему говорят: «Не расстраивайся, у тебя получится», и он играет снова и снова, пока нажимание кнопок компьютера не станет для него рефлекторным.
А часто ли дома современные дети слышат от родителей: «Не расстраивайся, у тебя получится!»? Чувствуют ли они, что на самом деле «Молодцы!» и родители радуются этому?  Ответ очевиден: нет. Поэтому, как правило, в такие игры вовлекаются дети и подростки с эмоциональной депривацией. Те, чьи родители принимают решение заниматься чем угодно, только не контактированием с детьми.
В компьютерных играх нет границ реального и виртуального мира, поэтому со временем формируется так называемое «Клиновое сознание», которое отчуждает человека от созерцания и размышления (так необходимое в детстве). Действия становятся рефлекторными «нажал-убил», нет возможности договориться с противником о возможностях другого поведения.
Врач-психиатр Центра охраны психического здоровья детей и подростков Руслан Марсельевич Гусманов рассказывает: «Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В таких играх быстро усваиваются модели поведения. Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».
Компьютерная игра сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения…
Из рассказа подростка, ходившего ко мне на консультации: «…В этой игре сначала надо убить определённое количество людей. Чем больше, тем больше денег заработаешь. А потом ты можешь покупать себе любое оружие. А если тебя поймают, можно заплатить чиновникам…». Чему может научить такая ролевая игра, где он в главной роли?
Изучено, что такие игры повышают общий уровень агрессивности и враждебности к окружающим, уровень конфликтности со сверстниками и со взрослыми. Это приводит к увеличению стрессовых кризисных ситуаций.  Ребенок находится в ожидании враждебного к себе отношения, в настороженности, нервозности, подозрительности, что ведет за собой эмоциональную неустойчивость и шизоидность (как отстраненность от внешнего мира). Ребенок отдаляется от самых близких ему людей – родителей.
Дети, в силу своих возрастных особенностей, не могут сопротивляться  и, находясь постоянно в компьютерной игре, эмоционально выгорают. Откуда такие страшные последствия как – депрессия, истощение нервной системы, общее снижение эмоционального фона (грустные глаза,  повышенная обидчивость). Любая мелочь может вывести их из равновесия.
            На фоне танатизации сознания – т.е. навязывание образа смерти как чего-то неминуемого, у детей развивается лёгкое отношение к смерти, они даже получают удовольствие, убивая.  Однако, у них становится тревожным сон, так как все во что они играют  с «мозгами на стенках», с «летящими в разные стороны частями тела», «разбрызгиваемой кровью» и в сопровождении страшной музыки и звуков умирающих существ откладывается на подсознательном уровне. Невротизация развивается еще больше.
            Дети, живущие в виртуальном мире, не имеют возможности развивать адаптационные психологические механизмы, т.е. те механизмы, которые необходимы для выживания в социуме – им становится сложно справляться с трудными жизненными ситуациями. 
          Карл Юнг говоря о страсти пишет, что «острые ощущения растормаживают архетипы подсознания».  Ребенок в силу своей незрелости не способен справиться  с вырывающимися наружу инстинктивными  чувствами злости, поэтому он их либо направляет во вне (агрессия)  либо  на себя (аутоагрессия).
Известно, что дети любят подражать. Осознанно или нет, они это делают. Мало кому захочется, чтобы его ребенок был похож на героя стрелялки.
 


Компьютер для общения.  Это та разновидность зависимости, в которую входят дети, переписывающиеся  по Интернету, живущие Интернетом. Что их там привлекает?
- безопасное общение: «Если мне что-то не понравится, я всегда могу выключить компьютер», «Всегда можно подумать, прежде чем ответить», «Могу говорить, всё что вздумается, все равно меня не видят», «Мне ничего не будет за мои действия», «Могу общаться с кем хочу, и представиться кем хочу»;
- постоянное общение, без страха быть отвергнутым: «Я могу в любой момент выйти в интернет через компьютер или телефон и попереписываться. Если человек не хочет общаться он не в сети».
            Что страшного в таком общении?
Дети с эмоциональным истощением, с депрессией, повышенной агрессивностью к окружающим или аутоагрессией, нехваткой навыков адекватного общения с окружающими – часто испытывающие отвержение и одиночество, отстраненные от близких наиболее подвержены суициду.
            Как определить степень вовлеченности ребенка в компьютер?
Признаки:   
- ребенок не отслеживает сколько времени он играет, может сказать, что только 10 минут, а на самом деле уже 1час или более;
- начинает лгать, например, что сделал уроки, или про оценки, или про друзей, только бы посидеть за компьютером;
- вспышки агрессивности по незначительным поводам, враждебность к окружающим, грубость, хамство;
- нарушение идентичности личности – называет себя выдуманным именем, так называемым никнеймом;
- аппетит хуже, сон хуже и тревожней.
 


Самое страшное, что компьютер детям покупают родители. Для чего – это отдельная тема, которой можно посвятить целую лекцию. Взрослые своим собственным примером часто показывают, что долгое время проводить у экрана монитора – это нормально! Часто своими высказываниями провоцируют детей проводить свой досуг за компьютером.
Учителям в школах – тоже удобно, чтобы дети не носились по рекреациям с криками – пусть лучше тихонько сидят и играют в телефонах или планшетах.
Никто не говорит о том, что компьютер не нужен. Он нужен, он важен. Но это должно быть контролируемое и строго нормированное действие, не тормозящее развитие детского организма в целом, а помогающее его росту.
          
Напоследок хочется предложить вашему вниманию исследование иерархии ценностей подростков города Сочи на сегодняшний день. В исследовании принимали участие 73 учащихся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов. По результатам исследования: дети нуждаются в подавляющем большинстве (1-е место)  в компьютерах и телевизоре, 2-е место - в сладостях,  и лишь потом в общении со сверстниками и родителями.
 
Всё бы ХОРОШО, да только пока компьютер важнее всего. Задумайтесь!
Категория: Мои статьи | Добавил: pms-sochi (18.09.2013)
Просмотров: 1421 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]